300025, г. Тула, ул. 9 Мая, д. 1А, Б
01 Январь 1970

Семь шагов к созданию концепции развития учреждения

Перед тем как преступить к созданию концепции развития культурно-досугового учреждения, необходимо определить ее роль и значение.

Прежде всего, концепция развития помогает обосновать цели и задачи учреждения культуры. Она связывает воедино различные направления деятельности, подчиняет общим задачам работу всех подразделений. На этом документе основаны программы и планы деятельности по различным направлениям. Кроме того, на концепцию развития руководитель ориентируется при разработке локальных актов: штатного расписания, положения об оплате труда и критериев эффективности деятельности.

Определить для чего нужна концепция

Перечислим главные причины разработки концепции:

изменились условия, в которых учреждение существует; увеличились шансы получить финансирование от спонсоров и грантодателей; поменялась структура учреждения.

!!! Важно понимать, что содержание и структура концепции будет отличаться, если вы создаете новое учреждение, перепрофилируете существующее или стремитесь учесть новые социокультурные, финансовые и другие условия, формы работы.

Создать рабочую группы

Необходимо определить, кто будет разрабатывать программу развития. В рабочую группу необходимо включить руководителей подразделений и клубов, маркетологов, партнеров учреждения. Можете пригласить представителя учредителя.

!!! Важно не поручать работу над концепцией стороннему специалисту. Он не знает особенностей вашего учреждения, и потом придется дорабатывать документ. Возможно пригласить эксперта позже, чтобы он оценил уже готовую программу и подсказал, что исправить.

Определить миссию учреждения

Особое внимание обратите на формулировку миссии. Это самый важный элемент концепции. Он определяет суть — для чего существует, работает и финансируется именно ваше учреждение. Без миссии трудно сформулировать четкие цели, задачи и направления развития. Строгих требований к формулировке миссии, конечно же, нет. Обязательно соотнесите с миссией цели и задачи концепции развития учреждения. Сформулируйте цель, которая обозначит конкретный вектор, направление, по которому будет развиваться ваше учреждение культуры.

!!! Важно учитывать, что задачи должны вести к достижению цели. Это прямой план действий по ее воплощению. Если вы поставили цель правильно, то легко перечислите в документе конкретные задачи, которые ставите перед учреждением.

Проанализировать сильные и слабые стороны учреждения

Проанализируйте деятельность учреждения, его ресурсы и внешние условия функционирования. Используйте SWOT-анализ. Следуйте алгоритму и заполните схему.

SWOT-анализ

Сильные стороны учреждения Слабые стороны учреждения

Сильные стороны — это то, что организация делает хорошо, что является ее преимуществами и выделяет на фоне конкурентов. Преимуществами организации культуры могут быть, например, следующие характеристики:

высокое качество «культурного продукта»; разнообразие «культурного продукта»; высокий уровень квалификации работников; положительная репутация у населения; надежные партнеры; разнообразные мероприятия; инновационные проекты; использование волонтерской деятельности; сплоченная команда.

Слабые стороны. Здесь требуется максимально объективно выявить области, в которых организация испытывает сложности. Это могут быть:

финансовые затруднения; проблемы с привлечением аудитории; низкая заработная плата сотрудников; низкая корпоративная культура; устаревшая техника; низкая квалификация персонала; текучесть кадров; отрицательная репутация у населения и т.д.

 

Возможности учреждения

Угрозы

Возможности — это те области, в которых сильные стороны организации используются недостаточно. Это резервы для роста во внешней среде организации. Ими могут быть:

новые ниши на рынке культурного предложения, которые организация лег ко могла бы освоить; новые тенденции деятельности, в которых организация могла бы быть конкурентоспособна; наличие потенциально перспективных партнеров; наличие потенциальных спонсоров; наличие еще неосвоенных сегментов аудитории; существование инновационных идей и проектов, способных стать "точками роста"; неиспользуемые до сих пор символические, социальные, творческие ресурсы и т.д.

Угрозы — это факторы внешней среды, способные нанести ущерб деятельности организации. Угрозами могут быть:

конкуренты, которые становятся сильнее; новые тенденции, снижающие уровень востребованности организации на территории; нестабильность экономической и политической ситуации в стране; рост цен на материалы, необходимые для деятельности организации; низкий уровень жизни местного населения; миграция населения в другие районы и т.д.

 

 

 

Несколько простых правил:

Будьте реалистичны относительно достоинств и недостатков вашей организации. Понимание, где ваша организация сегодня, и где она должна быть в будущем. Всегда разрабатывайте четкий план. Избегайте неопределенностей. Всегда оценивайте ваших конкурентов, чем вы лучше и чем хуже. Сохраните свой аудит коротким и простым. Избегайте сложности по анализу.

         После того как вы проанализировали внешние и внутренние ресурсы, вы увидите основные проблемы учреждения. Выделите в этих проблемах точки роста, которые могут изменить ситуацию к лучшему. Затем сформулируйте основные направления развития вашего учреждения на основании результатов проделанного анализа.

!!! Важно искать при разработке концепции тематические направления и формы работы, которые помогут сделать ваше учреждение единственным и неповторимым. Поймите, чем вы будете отличаться от них, каким способом привлечете своего посетителя.

Определить в каком направлении будет развиваться учреждение

Главная цель концепции –  определить, в каком направлении будет развиваться КДУ. Решите, какие направления развивать. Определите главные направления деятельности вашего КДУ. Оцените текущую ситуацию. Чтобы запланировать изменения, оцените действующие кружки и секции: сколько человек их посещает, какой доход они приносят, какие жалобы и пожелания есть у посетителей. На этом этапе можно привлечь независимого специалиста. Советы экспертов помогут понять, какие кружки развивать, какие закрыть, где повысить качество.

!!! Важно определить основные направления работы учреждения.

Ключевые направления работы КДУ:

Культурно-досуговое (мероприятия, работы клубных формирований по направлениям и жанрам и т.д.); Социальное (мероприятия и клубные формирования для представителей старшего поколения, многодетных семей, трудных подростков, детей с ограниченными возможностями, проведение благотворительных мероприятий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.) Инновационное (КЛО современных технологий, киношколы т.д.).

!!! Важно выяснить, каких клубных формирований и мероприятий не хватает в каждом направлении. Схема ниже – самый простой вариант. По горизонтали расположили виды досуга, по вертикали — направления деятельности.

Направление деятельности Виды досуга Развлекательный Творческий Интеллектуальный Традиционное концерты клубное любительское объединение народных танцев шахматный кружок Социальное танцевальные вечера для    многодетных семей - компьютерные курсы для представителей старшего поколения Инновационное - - -

Впишите в ячейки клубные формирования, которые есть в КДУ. Пустые клетки сразу покажут, какие направления развивать. Из приведенной модели видно, что в культурно-досуговом центре нет инновационного направления и частично социального. Обратите внимание не только на пустоты. Даже если вы заполнили ячейку, посмотрите, достаточно ли клубных формирований, которые уже работают. Возможно, их следует улучшить.

!!! Важно понимать, что культурно-досуговый центр должен быть комфортным для посетителей. Продумайте, что можно улучшить, и закрепите это в программе. Например, запланируйте новые зоны отдыха, кафе, book-crossing – свободный обмен книгами, бесплатный wi-fi. Разработайте фирменный стиль, обновите сайт.

Подготовка и оформление концепции развития КДУ

После проведенных исследований можно приступить к составлению концепции развития КДУ. Когда разрабатываете направления деятельности, не опирайтесь лишь на возраст посетителей учреждения. Учтите характеристики посетителей. Когда будете планировать новые клубные формирования, учитывайте возраст посетителей более детально. Разделите клубные формирования в учреждении не просто для детей, взрослых и пенсионеров, а по возрастным категориям: 0–6 лет, 6–10 лет, 10–14 лет, 14–16 лет и т. д. Вы достигнете большего эффекта, если учтете не только возраст посетителей, но и другие характеристики: семейная (несемейная) молодежь, профессионалы, любители и т. д. Особое внимание уделите программам для подростков. Им нужны социализирующие и профориентационные программы.

При оформлении программы укажите основные целевые показатели социально-экономической эффективности результатов реализации программы, а также какие ожидаются количественные результаты.

Утверждение программы

Программу утверждает руководитель КДУ. Можно обратиться к учредителю, чтобы он утвердил или согласовал документ.

* Рекомендуем разработать концепцию развития на небольшой срок, например, пять лет. После истечения срока проверьте, что изменилось. Скорректируйте, если нужно, цели и методы.

Использован © Материал из Справочной системы «Культура» vip.1cult.ru