Инструментальные традиции Тепло-Огарёвского района.

На протяжении трёх дней, с 15 по 17 июля 2015 года, проходила фольклорно-этнографическая экспедиция в Тёпло-Огарёвском районе Тульской области. Мы приехали в гости к местным народным музыкантам, чтобы зафиксировать традиционные гармонные и балалаечные наигрыши, записать страдания и частушки в сопровождении этих инструментов, познакомиться с традиционной танцевальной лексикой народных исполнителей. В работе экспедиции приняли участие специалисты Центра народного творчества ГУК ТО «ОЦРИНКиТ» при поддержке сотрудников сельских учреждений культуры, ставших гидами и проводниками по своим и окрестным деревням. 
В день приезда оставили личные вещи в доме горячо нами любимого и уважаемого известного гармониста из д. Доробино Николая Дмитриевича Коськина. Вооружившись видео- и фотокамерами, прихватив гармонь и балалайку, мы отправились в деревню Ивановские Дворики, где в очередной раз встретились с уже знакомой нам семьёй Агеевых – Иваном Дмитриевичем (1934г. р.) и его женой Александрой Николаевной (1937 г.р.). Иван Дмитриевич исполнил на гармошке и балалайке страдания, частушки, песни, сопровождая своё виртуозное владение инструментами рассказами из своей молодости и побасками о прошлом. Блестящая техника и индивидуальный исполнительский стиль игры этого человека, разнообразие вариаций в исполненных им произведениях приводит в восторг. «На гармони учились друг от друга, – вспоминает Иван Дмитриевич. – После войны молодёжь старинных песен уже не пела, страдания да частушки в основном – под гармонь, а старинные песни женщины пели, но мы их уже не знаем». По образованию Иван Дмитриевич арматурщик-бетонщик, окончил новомосковскую горно-промышленную школу, а благодаря гармони всегда был первым парнем на деревне.
В этот же день, направляясь в д. Алая Роза, на родину Ивана Дмитриевича, на трассе Тула–Ефремов, проезжая д. Кресты Каменского района, на обочине, рядом с продающейся картошкой, огурцами и грибами мы увидели женщину, прядущую на прялке, что вызвало у нас неподдельный восторг и любопытство. Остановились, познакомились. Александра Михайловна Аверинова (1948 г.р.) устроила для нас мастер-класс по прядению шерстяной пряжи прямо на обочине, сидя на стуле и донце, в которое, как и много столетий назад, была вставлена рогатина с овечьей шерстью. Немногословная, загорелая, весёлая, своими умелыми рабочими руками она изящно и ловко «ссучивала» нить для детских носочков, нить, которая тянется сквозь поколения, связывая наше богатейшее своей культурой и традициями прошлое с будущим, в котором, к сожалению, каждый второй – Иван, не помнящий родства. 
По чистой случайности наша группа побывала в соседнем, Воловском районе, в деревне Красная Дубравка, где ценнейшими информантами стали Иванова Вера Алексеевна (1928 г.р.) и Васюкова Александра Васильевна (1929 г.р.). Восседая на садовых качелях, сначала учинив допрос, кто мы и зачем пожаловали, после длительных уговоров все-таки спели несколько страданий под балалайку. И на том спасибо! А вот песен от них мы так и не дождались.
С двумя самобытными гармонистами мы познакомились в селе Покровском, правда, исполнили они наигрыши Костромской и Липецкой областей, т.к. Завалов Николай Павлович (1950 г.р.) приехал в это село из Костромской области в 1987 году, а Воронин Тихон Прокофьевич (1943 г.р.) в 1964 году из Липецкой области.
На следующий день в посёлке Центральный мы встретились с потомственным плясуном и исполнителем частушек Грашиным Алексеем Дмитриевичем (1937 г.р.), который, к сожалению, как и большинство наших информантов, находится в почтенном возрасте, и не лучшей физической форме. «Вот бы годков 15–20 скинуть, вот тогда бы!..» – в один голос сетуют наши дорогие бабули и дедули! Но стоило только Николаю Коськину заиграть «По лозинкам, длинную», запел Алексей Дмитриевич страдания, а глаза полные слёз… И в пляс пустился, отбросив костыли, как только Коськин врезал «Матаню», да присел сразу же на диван со словами: «Всё. Отпелси, отплясалси…» К счастью, у нас имеются архивные видеозаписи сделанные именно 15–20 лет назад, на которых Алексей Дмитриевич выдаёт коленца! 
Следующим нашим проводником в мир народной культуры стал Казимиров Анатолий Иванович (1948 г.р.). В его исполнении мы записали пляски «Цыганочка» и «Матаня». На обычной деревянной веранде его дома частушки голосом «с хрипотцой», сопровождаемые дробью в сандалиях и хлопушками трудовыми руками, смотрелись ничуть не хуже, чем на сцене. А как заиграл в его руках инструмент! Чувствуется индивидуальный почерк исполнителя, неповторимый, не похожий на других. Настоящий музыкант, даже и не верится, что на его правой руке нет безымянного пальца.
В деревне Большое Менино нас ожидала Любовь Андреевна Воеводина (1950 г.р.), которая родилась и всю жизнь прожила и проработала здесь дояркой. Современная интеллигентная женщина, по виду и не скажешь, что деревенская, на сцене Менинского СДК, под гармонь Коськина так врезала «Цыганочку» и «Русского», что вся наша команда с трудом удержала в руках видеокамеру и фотоаппарат!
Ещё с одним уникальным гармонистом и «дизайнером» гармоней, как он себя назвал, Гаврюшиным Дмитрием Ивановичем (1939 г.р.) мы познакомились в деревне Крюковка. Маленький, худенький, живёт один, в деревенском доме чистота и порядок, а сколько стремления к жизни и творчеству! Днём – огород и пасека, вечером – ремонт своих и чужих гармоней, их украшательство и роспись! Берёт в руки одну из своих гармоней, и звучат любимые всеми «Сербиянка», «Златые горы», «Коробочка», «Ах, зачем эта ночь», «Хасбулат удалой». Непослушными от болезни суставов пальцами мелодии играются на гармони уже не те, что звучат в его памяти. Русское гостеприимство, предложение попить чай, наш вежливый отказ из-за экономии времени, и реплика нам вслед: «Возьмите с собой медку, надысь накочал!» 
Второй вечер в доме Николая Дмитриевича и его жены Зои Владимировны ужинаем, уставшие, довольные, мечтаем о машине времени, которая могла бы хоть на мгновение вернуть нас в то прекрасное прошлое, когда наши бабушки и дедушки были молоды и были живы их бабушки и дедушки…
Николай Дмитриевич берёт в руки гармонь, звуки которой настраивают на ностальгический лад, расслабляют и завораживают. И снова мы хватаем видеокамеру и пишем, пишем, чтоб запечатлеть на добрую память нашим детям, оставить им в наследство, показать пример, насколько разнообразна и самобытна настоящая народная музыка. 
Дай Бог этим людям здоровья и долголетия, а нам стоит задуматься и поучиться у них такому жизнелюбию!
Спасибо всем, кто нашёл в себе силы поработать с нами, за песни и пляски, за их душевные рассказы о нелёгкой послевоенной жизни, о том времени, когда всей деревней, сообща, вместе пахали, сеяли, растили хлеб и воспитывали детей, работали с восхода до заката, а потом собирались на пятачке, пели и плясали до упаду, оттого и краски были ярче, ощущения радостнее и досуг – разнообразнее. 
Спасибо работникам культуры Тёпло-Огарёвского района: Голиковой Наталье Викторовне, директору МКУК «Централизованная клубная система муниципального образования Волчье-Дубравское Тёпло-Огарёвского района», Земляковой Ларисе Николаевне, художественному руководителю Покровского СДК филиала № 1 муниципального казённого учреждения культуры «Централизованная клубная система муниципального образования Волчье-Дубравское Тёпло-Огарёвского района»; Ионовой Марине Васильевне, художественному руководителю Менинского СДК филиала № 5 муниципального казённого учреждения культуры «Централизованная клубная система муниципального образования Волчье-Дубравское Тёпло-Огарёвского района»; Семёновой Людмиле Николаевне, художественному руководителю Алексеевского СДК филиала № 4 муниципального казённого учреждения культуры «Централизованная клубная система муниципального образования Волчье-Дубравское Тёпло-Огарёвского района».
Алексей Ченцов, руководитель Центра народного творчества.

Другие экспедиции Вы можете посмотреть в разделе "Фольклорно-этнографические экспедиции"