ГУК ТО «ОЦРК»
300028, г. Тула, ул. 9 Мая, д. 1А, Б
14 декабря 2020 года

«Лайфхаки для руководителя КДУ» помогут привлечь сообщества по интересам

Работа с культурными сообществами стала темой советов для раздела «Лайфхаки для руководителя КДУ». Узнайте, что даст учреждению привлечение сообществ по интересам и как сделать работу с ними эффективной.  

С этими и другими лайфхаками можно ознакомиться здесь.

Сообщество – это группа людей, в которой происходят регулярные коммуникации на основе ряда объединяющих факторов. Ими выступают общие идеи, цели, ценности, интересы, пространство, структура и другие факторы. В классификации сообществ в том числе выделяются те, которые созданы вокруг общего хобби или увлечения (например, клуб любителей шахмат, геймерские комьюнити, клуб любителей настольных военно-тактических игр и т.д.).

Спрос: потребности сообщества

Одна из самых больших проблем, с которыми сталкиваются сообщества по интересам, – отсутствие места для проведения встреч. Аренда помещений стоит слишком дорого, а получить доступ к бесплатным площадкам трудно.

Предложение: ресурсы учреждения культуры

Предоставляя сообществам возможность для встреч, помогая организовать новые мероприятия, учреждение культуры открывает эти сообщества широкой аудитории, расширяет круг их общения и кругозор участников. Диалог с представителями сообществ формирует лояльность этих людей к учреждению. Даже если член сообщества сам не станет посетителем учреждения культуры, возможно, он порекомендует его своим родственникам и знакомым.

Создание новых клубных формирований, расширение их перечня, увеличение количества участников особенно важно для КДУ в связи с утверждением новой Методики расчета показателей национального проекта «Культура», федеральных проектов «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура» (Распоряжение Министерства культуры Российской Федерации от 22 июня 2020г. № Р-944 «О статистической методологии расчета показателей национального проекта «Культура», федеральных проектов «Культурная среда», Творческие люди», «Цифровая культура»). Целевой показатель «Число посещений организаций культуры» – увеличение на 15% числа посещений. Показатель «число посещений организаций культуры» можно увеличить, в том числе, за счет участников клубных формирований.

И все-таки, основным результатом создания или принятия на своей территории любого сообщества по интересам является, конечно, поддержка основных видов деятельности учреждения.

Есть несколько способов найти и привлечь сообщества по интересам на свою территорию:

  • не отказать, когда они сами обратятся к вам;
  • проводить регулярную работу по их поиску и привлечению;
  • инициатором сообщества становится один из сотрудников учреждения.

Первый вариант становится возможным в результате посещения членами сообществ различных тематических мероприятий учреждения. Если мероприятия нравятся, общение с сотрудниками учреждения приносит удовлетворение, некоторые посетители предлагают рассмотреть возможность проведения на базе учреждения встречу для членов клуба. Если этот опыт будет положительным, администрация учреждения может предложить свою территорию как постоянную площадку для проведения встреч.

Другой путь привлечения сообществ – их поиск. В данном случае все зависит от желания и энтузиазма людей, которые этим занимаются. Однако активность сотрудников следует поощрять, например:

  • разовое денежное поощрение в случае открытия нового клубного формирования;
  • использование эффективного контракта.

Любые способы мотивации сотрудников на работу с сообществами должны применяться под эгидой повышения престижа учреждения.

В третьем варианте инициатором организации сообщества становится один из сотрудников учреждения, который по роду своей деятельности проводит мероприятия схожей тематики или для определенной аудитории, или сам является членом сообщества. Тогда сообщество сознательно создается на базе учреждения с целью облегчения взаимодействия между людьми, расширения их познаний в той или иной области.

Из сказанного выше следует, что сообщества, клубы по интересам можно условно разделить:

  • на уже существующие, но имеющие проблемы с местом встречи;
  • стихийно сложившиеся в результате частых встреч единомышленников на тематических мероприятиях;
  • сознательно организованные учреждением для объединения и организации дополнительного досуга горожан.

В любом случае, каждый клуб по интересам, базирующийся в учреждении культуры, может существовать только в открытом формате. Это значит, что любой человек имеет право стать его участником. В противном случае учреждение не сможет использовать подобное объединение для расширения видов своей основной деятельности и привлечения новых посетителей.

Пример:

Клуб настольных игр «Девятка.Игры» это новое клубное формирование ГУК ТО «ОЦРК», представляющее собой клуб по интересам, созданное с целью удовлетворения досуговой потребности любителей настольных игр. Раньше встречи любителей настольных игр проходили не на постоянной основе на различных площадках: в кафе, ресторанах, открытых городских пространствах в летний период, в антикафе, которые сейчас в большинстве своем закрыты, в культурном центре «Типография». ГУК ТО «ОЦРК», предоставив помещение любителям настольных игр, дало возможность сообществу встречаться на постоянной основе, проводить различные мероприятия: фестивали и турниры.
ГУК ТО «ОЦРК» было заключено соглашение о сотрудничестве с АНО «Клуб настольных и социально-коммуникативных игр «Дракон в Кубе». На его основании, а также на основании соглашения с добровольцем руководителем клубного формирования, действующего на базе учреждения, клуб возглавил один из основателей сообщества «Дракон в Кубе». В настоящий момент в клубе насчитывается 15 человек. Заседания клуба проходят два раза в месяц на базе творческого пространства «Девятка».

Отношения между сообществом и учреждением требуется официально оформить. Если сообщество имеет статус юридического лица, то учреждение может заключить с ним соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности.

Пример: соглашение с АНО «Клуб настольных игр».

Если руководителем клуба по интересам является доброволец, то рекомендуем также заключить с ним соглашение.

Пример: типовое соглашение учреждения с добровольцем-руководителем клубного формирования, действующего на базе учреждения.

При организации любого творческого объединения требуется определить основные правила взаимодействия между ним и учреждением, отразив их в Положении о творческом объединении.

Пример: Положение о клубе по интересам