Представьте: в ваших руках деревянная шкатулка. Но не простая! По ее поверхности струятся причудливые узоры, словно сплетенные из тончайшего серебра или золота. Это не роспись, не наклейка – это тульская всечка, застывшая в дереве и металле магия старинного народного промысла. Это больше, чем декор – это история, воплощенная в предмете, история русских ремесел, где практичность связана с невероятной красотой.
Рожденная в огне и металле Тулы, колыбели русского оружия, всечка (или врезная инкрустация) появилась еще в 1712 году на знаменитом Тульском оружейном заводе. Мастера, украшая именные ружья для царей и вельмож, столкнулись с проблемой: привозные технологии были неудобны. Изгибать плоскую металлическую полосу по сложному рисунку на дереве – задача очень кропотливая. И тут проявилась знаменитая русская смекалка! Мастера просто… повернули полоску металла на 90 градусов! Вместо широкой канавки они стали делать тонкий паз, равный толщине проволоки, и вбивать ее ребром. Революция в ремесле! Так родилась уникальная тульская всечка – самобытная, изящная, прочная.
Изначально всечка украшала приклады и ложи дорогого оружия, копируя европейские образцы, но очень скоро тульские умельцы выработали свой неповторимый стиль. Узоры усложнялись, появлялись растительные мотивы, геометрия, а затем и цветные металлы. Промысел расцвел. К концу XIX века тульская всечка шагнула далеко за пределы арсеналов. Ею стали украшать то, что окружало человека в быту: изящные гребни, табакерки, шкатулки для рукоделия, медальоны, рукояти ножей, посуду, даже мебель и рамы зеркал. В 1896 году было создано Общество Содействия Развитию Кустарных промыслов Тульской губернии, а в 1903 открылась художественно-ремесленная мастерская, давшая промыслу новую жизнь.
Сегодня этот удивительный народный промысел, гордость русских традиций, к сожалению, находится на грани исчезновения. Мастеров, владеющих секретами вбивания металла в дерево с ювелирной точностью, остались единицы. Но именно в Туле, сердце этого искусства, традиции бережно хранят и развивают. Современные мастера не только сохраняют старинные орнаменты, но и создают новые – в стилях модерн, авангард, барокко, даже копируют известные картины!