ГУК ТО «ОЦРК»
300028, г. Тула, ул. 9 Мая, д. 1А, Б
27 Февраль 2019

Архивные страницы

  • ИСТОРИЯ ЛОГОТИПА

    Из истоков народных традиций

    Филимоновская игрушка «Любота», ставшая в конце 90-х основой для логотипа Дома народного творчества, с годами утвердилась как символ, по которому туляки и гости города на фестивалях и праздниках отличали Дом народного творчества, а сегодня узнают Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма.

    Филимоновская игрушка для логотипа была выбрана не случайно. Как и тульский пряник, она – всемирно известный образ Тулы и Тульской области, а задорная глиняная игрушка «Любота» - настоящий шедевр филимоновского промысла. Гармонь, под которую танцует пара влюбленных – тоже исконно русский образ, удачно дополнивший символ художественно-творческой деятельности Дома народного творчества, сохраняющего и развивающего народные традиции.

    Поначалу логотип был выполнен в красно-желтой гамме, взятой из традиционной палитры росписи филимоновской игрушки, а в 2015 году, когда Дом народного творчества преобразовывался в Объединение центров, к этим цветам добавился еще один характерный цвет – зеленый, и символ обрел современный вид.

    Интересно, что у самой «Люботы» тоже есть история, относящаяся к 60-м годам прошлого века. Дело в том, что пару барыня и солдат лепили в Филимоно давно, но композиция одной из самых известных мастериц Анны Иосифовны Дербеневой отличалась от других особой выразительностью, экспрессией и пластикой танцевального движения, а подобранное мастерицей удачное название прочно закрепилось за образом.




     
  • ДАТЫ, ИМЕНА, НАЗВАНИЯ

    В государственном архиве Тульской области обнаружен документ, позволяющий точно определить год создания нашего учреждения – это Решение исполнительного комитета Тульского областного Совета депутатов трудящихся №23-309 от 17 марта 1944 года.

    В выступлении тов. Пименова на собрании актива работников искусства гор. Тулы 20 декабря 1944 года сказано следующее: «Дом народного творчества у нас только организуется. Опытный персонал инструкторов отсутствовал. Смотр художественной самодеятельности в 44 г. был проведён на очень низком уровне».

    Из протокола №6 заседания Областной комиссии по смотру сельской художественной самодеятельности от 3 февраля 1945 года можно сделать вывод, что уже через месяц с небольшим, вопросам развития художественной самодеятельности уделялось пристальное внимание. Среди членов комиссии – директор Дома народного творчества Рылеева. Утверждён график проведения смотра. Определены кураторы основных жанров самодеятельного художественного творчества. Проведение заключительного итогового смотра намечено на 2 марта 1945 года.

      

    За весь период деятельности Дом народного творчества возглавляли:

    А.П. Чеснокова

    Н.С. Потоцкий

    Ф.В. Правдин

    З.В. Самсонова

    Н.А. Рязанцева

    В.Е. Барышников

    Е.В. Арбекова

    • Февраль 1945 г. – Рылеева Анфиса Павловна;
    • Январь 1949 г. – Никитин Антонин Иванович;
    • Апрель 1951 г. – Высоцкая ОльгаМихайловна;
    • 1954 г. – Чеснокова Анна Прокофьевна;
    • Начало 60-х гг. – Залесский Константин Данилович;
    • 1961 г. – Потоцкий Николай Спиридонович;
    • Середина 60-х – Окользина Елена Викторовна;
    • 1970 г. – Правдин Федор Васильевич;
    • 1971-1975гг. – Морозова Галина Ильинична;
    • 1975-1991 гг.- Самсонова Зоя Викторовна;
    • 1991-1992 гг. – Прокопец Ольга Николаевна;
    • 1992-1997 гг. – Рязанцева Наталья Александровна;
    • 1997-2014 гг. – Барышников Вадим Евгеньевич;
    • с декабря 2014 г. – Арбекова Елена Владимировна. 

    В течение деятельности Дом народного творчества неоднократно реорганизовывался, впрочем, без кардинального изменения функций.

    • 1944-1976 гг. – Тульский дом народного творчества;
    • 1979-1992 гг. – Тульский областной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы;
    • 1992-1997 гг. – Дом народных ремёсел и творчества;
    • 1997-2013 гг. – Дом народного творчества;
    • 2013-2015 гг. – Дом народного творчества и кино;
    • 2015-2019 гг. – Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма.
  • ОТ СОРОКОВЫХ ДО ВОСЬМИДЕСЯТЫХ

    Архивные документы, публикации в периодической печати, методические издания сохранили информацию о том, как постепенно восстанавливались художественные кружки в освобожденных от фашистов районах.

    Из архива Государственного Российского Дома народного творчества им. В.Д.Поленова: «В г. Белеве … вновь собираются кружки; вернувшиеся из эвакуации участники кружков … несмотря на трудности – репетировать приходилось на квартирах, в холодном помещении, играть в неостекленном и необорудованном клубе, не было ни костюмов, ни декораций, ни средств … стремятся поставить серьезные спектакли, привлечь новых участников». 

    Дом народного творчества особой заботой окружал самодеятельные театры. И это не случайно: в городах и весях тульской земли они были любимы публикой. Многие имели давнюю историю, как, например, театр в Белеве, основанный в 1834 году.

    В апреле 1959 года он был удостоен звания «Народный театр». Многие участники коллектива стали профессиональными артистами (например, Т.Г.Ахматова, Ю.А.Леонидов – актеры кино; А.Н.Емельянова – актриса Московского театра им. Пушкина; М.М.Попов – актер Харьковского театра).

    Дом народного творчества постоянно занимался повышением квалификации руководителей, проводил работу по направлению их на учебу в Заочный народный университет.

    Из архива Государственного Российского Дома народного творчества им. В.Д.Поленова: «Хорошая театральная традиция установилась в Тульской области. Здесь на протяжении трех лет (с 1963 г.) проводятся семинары руководителей театральных коллективов, в том числе и общественников, непосредственно в районах. Семинары организованы в 18 районах области и охватывают около 200 человек. К участию в них привлечены слушатели Заочного народного университета искусств Центрального Дома народного творчества имени. Н.К.Крупской.

    Прохождение программы, рассчитанной на 180 часов, осуществляется путем ежемесячных двухдневных очных сессий. В перерывах между сессиями слушатели выполняют домашние задания, пользуясь имеющимися у каждого из них учебными пособиями театрального факультета заочного народного университета искусств. Для проверки действительности этой формы творческой учебы Тульский Дом народного творчества предполагает провести смотры сельских театральных коллективов, руководимых участниками районных семинаров».

    Специалисты Дома народного творчества уделяли много внимания развитию всех жанров сельской художественной самодеятельности, подготовке коллективов непосредственно на местах. В результате звание лауреатов Всероссийского смотра 1963-1965 гг. получили: созданный в 30-е годы хор Люторического сельского клуба Узловкого района (руководитель В.М.Лей); танцевальный коллектив Белевского районного дома культуры (руководитель Н.И.Секачева); Веневский оркестр народных инструментов (руководитель Б.Т.Кузнецов).

    Что же касается театрального жанра, то народные театры, театральные коллективы, агитационно-художественные бригады постоянно завоевывали звания лауреатов, дипломантов в последующих смотрах, фестивалях. Лауреатами I Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся (1975 – 1977 гг.) стали: народный театр Чернского РДК, получивший высокую оценку за спектакль «Власть тьмы» по Л.Н.Толстому (режиссер Н.Д.Рылкова); народный театр Старо-Басовского СДК Ленинского района за спектакль Л.Леонова «Ленушка» (режиссер Е.Н.Козлов); народный театр Тульского Дворца профсоюзов за спектакль Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» (режиссер З.В.Григорьева).

    Особую страницу в истории самодеятельного театра занимает детский театр. Дом народного творчества (тульское отделение  Всероссийского Театрального Общества) немало сделали для увековечивания памяти замечательного ученого и просветителя XVIII  века А.Т.Болотова – создателя первого в России детского театра в Богородицке. Созданный им Театр для детей просуществовал два года. Но благодарные потомки не забыли великий почин своего земляка. 15 декабря 1979 года на сцене Богородского Дворца культуры «Электроник» состоялся областной праздник детского театрального искусства, посвященный 200-летию со дня основания А.Т.Болотовым первого детского театра. Отметить знаменательную дату в истории отечественного театра съехались лучшие коллективы детской художественной самодеятельности области и два детских тетра Тулы. Праздник детского театра стал традицией и послужил развитию этого жанра на Тульской земле. Бесспорные творческие успехи показывают детские коллективы во Всероссийском фестивале «Калужские театральные каникулы»: театр «Родник» Спасского ЦКО (режиссер О.Артюхина), театр-студия «Исток» Киреевского района (режиссер С.Авраменко); экспериментальная студия театрального искусства, группа «Лицедеи» (режиссер Т.Удовкина) из г. Узловая.

    3 октября 1979 года Дом народного творчества был реорганизован в Тульский областной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительской работы.

  • 90-Е ГОДЫ

    В апреле 1992 года происходит новая реорганизация – областной научно-методический центр становится Домом народных ремесел и творчества.

    О направлениях деятельности Дома народных ремесел и творчества можно представить по отчетным материалам организации, поступавших в начале 90-х годов в ГРДНТ им. В.Д.Поленова. Одним из основных направлений было изучение ремесел, народной художественной традиционной культуры, выявление мастеров декоративно-прикладного искусства.

    ДНРиТ и в предшествующие десятилетия проводил работу по собиранию образцов народного прикладного искусства. Эта деятельность имела особое значение в связи с проходившими процессами исчезновения самобытных образцов, в частности, народной игрушки (филимоновской). ДНРиТ в 90-е годы – активный участник реализации областных целевых программ: «Возрождение культуры села»; «Культура и дети»; «Организация досуга различных категорий населения».

    Созданная на базе ДНРиТ лаборатория по разработке региональных программ развития культуры подготовила концепцию создания областного центра культуры и искусства. В 1994 году на основании научно-исследовательской и информационно-аналитической деятельности, лаборатория разработала серию заявок на участие в федеральной программе «Сохранение и развитие культуры». В которую вошли мероприятия из программы «Возрождение Тульской глиняной игрушки» - возрождение промысла «Большие гончары», «Создание центра традиционной культуры в Ясногорском районе»; разработана программа по возрождению самоварного промысла. ДНРиТ, подготовив программу по возрождению Тульской игрушки, провел определенную работу в этом направлении. Мастера ДНРиТ Н.Мальцева и М.Денисова занялись изучением и лепкой уникальной глиняной игрушки. Была проведена исследовательская работа в музеях г.Сергиева-Посада, имеющего 5 подлинных игрушек, музее изобразительных искусств и краеведческого музея г. Тулы, Поленовского музея, архивах; велись исследовательские работы по изучению глины п. Большие гончары. В результате - изготовлено несколько первых изделий.

    ДНРиТ содействует созданию на местах центров народной культуры и ремесел на базе краеведческих и народных музеев, районных Домов культуры, детских музыкальных школ, школ искусств, фольклорных коллективов.

    К середине 90-х годов были выявлены также такие виды прикладного творчества, как резьба по дереву, плетение из лозы, плетение лаптей, корзин, выпиливание, вязание, филигрань, соломка, батик, макраме, изделия из бересты, выжигание, вышивание (гладь, ришелье) и кружевоплетение, инкрустация дерева металлом и перламутром - «всечка», ковроткачество, металлообработка, гончарное производство, мягкая игрушка.

    В 1994 году  в Туле был проведен первый Всероссийский праздник «Заиграй, моя игрушка!», на который съехались народные мастера из многих регионов России. Фольклорные коллективы представили игрушку в качестве музыкального инструмента. Праздник сыграл большую роль в пробуждении интереса к освоению народных ремесел.

    С целью возрождения традиционной народной культуры ДНРиТ в течение 1994-1995 гг. провел первый смотр-конкурс старинных русских праздников и обрядов. На зональных конкурсах были показаны великолепные свадебные обряды, календарные и престольные праздники с участием взрослых и детских фольклорных коллективов. Заключительный областной праздник «Преданье старины глубокой» состоялся в Туле (декабрь, 1995 г.).

    В помощь организаторам смотра-конкурса в течение года выпускались информационные методические разработки из цикла: «Русские народные праздники, обряды и традиции» - 4 выпуска: зимние, весенние, летние и осенние праздники, календарь народных праздников и примет годичного цикла на каждый месяц. В ДНРиТ можно было познакомиться с подборкой 25 сценариев разных праздников. Одновременно проводилась областная выставка произведений декоративно-прикладного искусства и самодеятельных художников. Подобные выставки стали традиционными, увеличивалось число их участников; проходили персональные выставки работ самобытных мастеров.

    Фольклорные коллективы, народные мастера стали полноправными непременными участниками и других театрализованных представлений, начало которым было положено в 80-е годы: торжествах, связанных с днями памяти Куликовской битвы; в Колотовском фольклорном празднике в рамках литературно-песенного праздника «Тургеневское лето».

    Важное значение для популяризации народной культуры имеют постоянно проводимые областные фольклорные фестивали «Тульский хоровод», которые оказались привлекательными для молодежи, детей, подростков. В ходе фестивалей создано немало новых песенно-танцевальных, инструментальных коллективов, фольклорных театров; усилилось внимание на местах к изучению своей народной традиционной культуры; во многих районах появились кукольные театры Петрушки. В области насчитывается 180 фольклорных коллективов, которые активно участвуют в восстановлении и пропаганде уникальных для региона обрядов, праздников, песенного, словесного и танцевального фольклора.  Проводятся фольклорно-этнографические экспедиции с целью выявления и сбора предметов быта (прялки, самовары, костюмы, вышивка, рушники и т.д.), аутентичного песенного материала, его расшифровке и подготовке к изданию. Подготовлено и издано более 150 песен, записанных от носителей фольклора разных регионов области. Изданы методические пособия «Сценический женский костюм» (на основе традиционного народного костюма Тульской области), «Народные обычаи и обряды троицкого праздничного комплекса», направлены в районы сценарии и описания календарных народных праздников, «Детские игры».

    В 1997 году Дом народных ремесел и творчества переименован в Дом народного творчества департамента культуры администрации Тульской области.

     Вторая половина 90-х годов характеризуется более углубленной работой по внедрению в практику инновационных форм культурно-досуговой деятельности; актуализируются проблемы сохранения и развития национальных культур народов, проживающих на территории области.