ГУК ТО «ОЦРК»
  • Все категории
  • Центр народного творчества
  • Центр развития кино
  • Методический центр по образованию и повышению квалификации
  • Ремесленный двор Добродей
  • Центр проектной деятельности
  • Медиа-центр
  • НП "Культура"
  • Год культурного наследия народов России
  • Школа креативный индустрий
С
По
Актуальная редакция на

Методические рекомендации по собиранию и записи фольклорно-этнографического материла (на примере песенного фольклора и жанров устного народного творчества) во время проведения экспедиционной деятельности

15.08.25

Данные методические рекомендации будут полезны специалистам, изучающим фольклор, руководителям фольклорных коллективов, специалистам Центров народного творчества, занимающихся подготовкой к проведению экспедиционной деятельности на территории Тульской области.

 

Рекомендации включают методические руководства по записи фольклорно-этнографического материала, а также полевые вопросники для собирания и записи произведений фольклора. Они должны помочь собирателю сделать беседу со знатоками фольклора обоюдно интересной, так как интервьюирование с жестким подразделением собеседников на вопрошающего и отвечающего быстро утомляет обоих. Время от времени собиратель должен нарушать это чередование. Рассказав, в свою очередь, исполнителям о том, какие песни, сказки были записаны в других местах, как проходили там развлечения, совершались обряды, собиратель должен вызвать в памяти своего собеседника какие-то новые воспоминания.

 

Перед началом сеанса записи у начинающего фольклориста возникает своеобразный «психологический барьер»: как войти в незнакомый дом, представиться, как начать разговор с информантом. Для того чтобы расположить к себе человека, необходимо проявлять терпение, внимательно слушать собеседника, расспрашивать о его интересах и заботах. Многие люди, в особенности пожилые, стремятся рассказать о прожитой жизни, самых, на их взгляд, значительных событиях в ней. Эти бытовые рассказы, беседы крайне важны для фольклориста. Они не только способствуют «установлению контакта», в них иногда выясняются обстоятельства знакомства с тем или иным произведением (например, песни выучила от тетки из соседней деревни, сказки слышал от дяди), выявляется круг интересов, а отсюда направленность, характер репертуара того или иного исполнителя. Обычно женщины пожилого возраста вспоминают о свадьбе и о воспитании детей, мужчины – о военной службе. От этих рассказов незаметно можно перейти к выявлению известных человеку песен, других жанров фольклора, записать их.

 

Собирательская работа исключает спешку и «нажим» на исполнителей, перегрузку их, что иногда случается при сжатых сроках работы и по неопытности собирателей. Обо всем этом нужно подумать, планируя маршрут и сроки работы. Место и сроки работы устанавливаются исходя из задач экспедиционной деятельности. Каждый район имеет свою специфику. Есть куст деревень, составляющих определенную территорию, на исследование которой может понадобится более 2 недель. Поэтому нужно четко разработать маршрут движения. Предполагается, что встреча с информантом не сводится лишь к одной встрече с ним, даже если ее можно считать успешной по количеству собранного материала. Повторные посещения исполнителя (носителя традиции) нужны всегда для исчерпывающего выявления репертуара, для установления исполнительских и творческих традиций в семье (2–3 сеанса записи). Экспедиционная работа не проводится в одиночку.

pdf

0.88 Mb

Скачать файл
Поделиться ссылкой с коллегой

Другие документы по теме

← Вернуться ко всем документам по теме